Визуальное программирование и MFC

       

Преимущества СОМ


Все, что упрощает сложный процесс создания больших программ, — хорошо. Соглашения, определенные СОМ, достигают этого несколькими путями.

СОМ предоставляет удобный способ структурирования сервисов, предоставляемых разными фрагментами программного обеспечения. Разработчик может вначале организовать проект в виде СОМ-объектов, а затем определить интерфейсы каждого объекта. Это одно из традиционных преимуществ объектно-ориентированного подхода к проектированию. Но СОМ идет дальше, позволяя разработчикам создавать программные компоненты, которые можно распространять и повторно использовать разными путями.

Второе преимущество СОМ — последовательность. Общий подход к созданию всех типов программных сервисов в СОМ упрощает проблемы, с которыми сталкиваются разработчики. Находится ли нужное программное обеспечение в библиотеке, в другом процессе, является ли частью операционной системы, доступ к нему всегда осуществляется единообразно. У последовательности есть и побочный эффект: СОМ сглаживает различия между системным и прикладным программным обеспечением. Если работать со всеми компонентами, как с объектами СОМ, то не чувствуется между этими двумя типами программного обеспечения существенных различий, которые обычно весьма ощутимы. Теперь можно разрабатывать приложения, использующие доступные в данной среде программные сервисы, независимо от того, чем эти сервисы являются и кто их предоставляет.

В дополнение к этому СОМ безразличен язык программирования. СОМ определяет двоичный интерфейс, который должны поддерживать объекты, поэтому объекты СОМ можно создавать на любом языке, способном поддерживать данный интерфейс. Затем обращаться к методам этих объектов можно будет на любом языке, позволяющем осуществлять вызовы данного двоичного интерфейса. Ни объект, ни его клиент не знают — да и зачем им это? — на каком языке написан другой. Правда, некоторые языки лучше подходят СОМ, однако сама по себе СОМ пытается быть независимой от языка.

Еще одно преимущество СОМ вытекает из ее подхода к одной из сложнейших проблем разработки и установки программ — контролю версий (versioning) — т.е.
как заменить текущую версию программы на новую, с дополнительными возможностями
, не повредив существующим клиентам старой версии? Способность СОМ-объекта поддерживать более одного интерфейса — ключ к решению этой проблемы. Клиент объекта СОМ должен получить указатель нужного ему интерфейса. Дополнительные возможности новой версии объекта можно ввести через новый интерфейс. Старые интерфейсы не изменяются (фактически СОМ запрещает изменение существующих интерфейсов), так что использующие их клиенты не затрагиваются. Причем старые клиенты никогда не запросят указатель на новые интерфейсы. А вот у новых клиентов имеется достаточная информация, чтобы запрашивать новые интерфейсы, реализующие дополнительные возможности; таким образом, новая версия повлияет только на новых клиентов.

СОМ решает и другую сторону этой проблемы — когда клиент ожидает, что объект поддерживает некоторую функциональность, но тот еще не обновлен. Такой клиент запрашивает указатель интерфейса, реализующего новые возможности, но в ответ ничего не получает. СОМ предоставляет ясный способ определить, что объект является не вполне тем, чего ожидает клиент, а потому последний можно написать так, чтобы в этой ситуации он корректно деградировал, а не просто “ломался”. Этот простой и ясный подход, допускающий независимое обновление как клиентов, так и используемых ими объектов, — одно из самых больших достижений СОМ.



Microsoft применяет СОМ в большинстве продуктов; она используется для спецификации расширений Microsoft Windows и Microsoft Windows NT, а также для определения стандартных интерфейсов к различным типам сервисов. Выгоды применения СОМ в разработке всех типов программного обеспечения несомненны.




Содержание раздела